Спектакли о поэзии, эндорфинах и тёмной материи: Чем удивит юбилейный фестиваль Open Look
Что смотреть с 14 по 18 августа на фестивале современного танца Open Look, специально для «Фонтанки» рассказывает критик Анна Гордеева. Петербургских зрителей ждут семнадцать спектаклей из шести стран и десяти городов. На повестке дня — театр абсурда.
«Лес»
Мастерская Дмитрия Брусникина (Москва)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
В Петербург приезжают «младшие» брусникинцы — те, что еще студенты. Название их спектакля обещает Островского, и обещание будет выполнено. Вот только отсылка будет не к «Лес» и Счастливцеву с Несчастливцевым, а к «Снегурочке» — к народу берендеев, что живет в лесной глухомани и другой жизни не знает. Спектакль, поставленный Дмитрием Мелкиным (что учился у проповедника буто Мина Танаки), предлагает зарисовки вольной, дикой, нежной и счастливой жизни, в которой мужчине и женщине не нужны слова, чтобы понять друг друга. Театр говорит, что это «экологический» спектакль — ну да, лес надо беречь, все такое. Вот только лес — это мы сами. Берегите себя.
Пионерская площадь, 14 августа 18.30, вход свободный
«Рассуждения о «Весне священной». Образ розы»
Korean National Contemporary dance company
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Театр из Сеула посвящает свою постановку дягилевской антрепризе — недаром в названии отсылка сразу к двум знаменитым спектаклям столетней давности. Но в танце вы никаких цитат из Фокина и Нижинского не найдете: худрук труппы Ан Сынсу старается идти дягилевским путем, а это значит — никому не подражать. Корейский хореограф, как Дягилев сотню с лишним лет назад, хочет открыть танцы своей страны Европе и убедить европейцев, что у него дома медведи (вариант: тигры) по улицам не ходят. И, как Сергей Павлович, заказывает для постановки новую партитуру у Ра Есон, которая считается восходящей звездой современной корейской музыки, и устраивает в танце встречу двух цивилизаций. Женщинам выданы плавные движения, шаги взяты из старинных ритуальных танцев; мужские ансамбли наполнены яростной энергией, в них — выученный урок современной европейской хореографии. Так встречаются прошлое и будущее — и вовсе не идут друг на друга войной, а принимают друг друга.
ТЮЗ им. Брянцева, 14 августа 20.00
«Гравитация». «Война»
Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Саша Кукин был в Петербурге, когда здесь еще никого не было — по крайней мере, в современном танце. Он основал свою труппу в 1990 году, вместе с первыми своими артистами открывал для себя технику Марты Грэм и Мерса Каннингема, пережил всплеск интереса к российскому танцу в Европе и Америке и привык жить в постоянной постановочной бедности. Его спектакли напоминают разговоры постаревших инженеров, которым в начале свободной России было лет по тридцать: усталость, честность. Фильмом «Небо над Берлином» Вима Вендерса вдохновлен первый спектакль, «Гравитация»; окружающей реальностью — второй, «Война».
Новая сцена Александринского театра, 15 августа 18.00
«Со-прикосновение»
Катрин Решетникова (Москва)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
«Зрители должны быть готовы, что к ним будут прикасаться», — стоит предупреждение на странице этого спектакля. Вам завяжут глаза, на голову наденут наушники, в которые польется клокочущий звук — и да, десяток перформеров будут вас трогать, вести, интриговать. Путешествие сквозь небольшое театральное пространство покажется гигантским, как двухнедельный поход по Тибету, и щекочущим нервы, как визит на крокодилью ферму. Это метафора жизненного пути как такового, где нас ведут и провоцируют (хотя мы часто этого не понимаем), становится ясно к самому финалу. В каждый назначенный час спектакль принимает только десять путешественников, о билетах надо заботиться заранее.
Новая сцена Александринского театра, 15 августа 18.00, 19.00, 20.00; 16 и 17 августа в то же время
«Зов начала»
Творческое объединение Алиф (Казань)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Этот спектакль весной стал сенсацией на «Золотой маске» — исполнитель главной роли Нурбек Батулла получил национальную премию как лучший танцовщик сезона, оставив ни с чем солистов классических балетных театров. Час подряд Батулла танцует один — рядом с ним на сцене лишь музыканты и певцы. В танце он воскрешает древний татарский алфавит — тот, что был ликвидирован в советском государстве два раза подряд, когда татарский язык сначала перевели на латиницу, а потом на кириллицу. Арабская графика оживает в танце, и какая-то буква превращается в элементарный жест, а какая-то — в яростную комбинацию, требующую от артиста всех сил и выучки.
Новая сцена Александринского театра, 15 августа 19.00
«внейтрино»
Танцевальная компания «Каннон данс» (Санкт-Петербург)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Хозяева фестиваля представляют мировую премьеру. Ее ставит Олег Степанов — сейчас артист театра танца в Вуппертале (того самого, которым руководила Пина Бауш), а раньше — ведущий танцовщик екатеринбургских «Провинциальных танцев». Как постановщик Степанов уже дважды заставлял говорить о себе страну — правда, в соавторстве с Алексеем Торгунаковым. Они сделали два спектакля для краснодарской компании «Воздух», и обе постановки были номинированы на «Золотую маску». Но сейчас Степанов и Торгунаков на Open look представлены по отдельности.
Новая сцена Александринского театра, 15 августа 20.00
«Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины»
Константин Матулевский, Софья Гайдукова (Москва)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Московский дуэт разбирается с тем, кто такой Дон Кихот и что такое счастье. Спектакль основан на новелле Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон Кихота»», но не пересказывает ее дословно. В Матулевском можно увидеть и Сервантеса, и этого самого Пьера Менара, задавшегося целью заново написать две главы из старинного романа, и самого рыцаря печального образа. А в Гайдуковой — хоть божественную Дульсинею, хоть испанскую лошадку, что готова радостно мчаться, высоко подбрасывая колени. И пусть ветряная мельница невелика и явно произведена в Китае — можно быть счастливым и при таких обстоятельствах.
Новая сцена Александринского театра, 16 августа 18.00
«Гроза»
Проект Ксении Михеевой (Санкт-Петербург)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Одна из самых ярких петербургских премьер только что закончившегося сезона. Ксения Михеева, резидент «Каннон данс», пересказывает в танце пьесу Островского, но обходится без масштабных декораций приволжского города и массивных купеческих домов. На сцене — лишь переплетение гигантских канализационных труб, в самом центре которого спрятан солидный обеденный стол. Больше в этом городе людям делать нечего – поесть и избавиться от переработанного организмом. Но есть Катерина — суматошная девочка, которой явно нужно что-то другое, есть ее беготня, ее нерв, трогательное ее отчаяние. Этот спектакль свеж как грозовой порыв — и теперь точно можно говорить о новом поколении авторов контемпорари в Петербурге.
Новая сцена Александринского театра, 16 августа 19.00
«Рождение Феникса»
Vertigo Dance Company (Израиль)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Спектакль играют на свежем воздухе — выставляется на землю ребристый геодезический купол, вокруг рассаживаются зрители. И титулованная израильская труппа, в которой собраны безупречно выученные артисты, мгновенно втаскивает нас в доисторические времена, где люди напрямую говорили с землей, с водой и с огнем.
Парадный двор Юсуповского дворца, 16 августа 21.00
«В ожидании Годо». «TakeOver». «body mantra»
Валерия Каспарова и Ксения Михеева. Мария и Елизавета Жуковы. Алексей Торгунаков
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
На нынешнем Open look сразу два спектакля по Беккету — петербургский и московский. Видно, жизнь особенно располагает к театру абсурда. Петербургскую постановку можно увидеть 17 августа — это спектакль Ксении Михеевой, поставленный на Валерию Каспарову. Все роли играет одна-единственная танцовщица, которая мгновенно меняет роли, пластику, мимику. Рядом с этим стремительным бенефисом — еще две одноактовки: Мария и Елизавета Жуковы исследуют в своем перформансе влияние власти на людей, а Алексей Торгунаков под музыку Бьорк разбирается с тем, что такое танцовщик (на собственном примере).
Новая сцена Александринского театра, 17 августа 18.00
«Душа #2. Исполнители»
Meyer-Chaffaud (Нидерланды)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Тем же вопросом, что Торгунаков, задается пара из Гааги — Жером Мейер и Изабель Шаффо. Людям свойственно придумывать об артистах сказки и мифы — но отличаются ли чем-нибудь на самом деле танцовщики от дворников или программистов? Исследование в форме спектакля — вещь весьма захватывающая.
Новая сцена Александринского театра, 17 августа 19.00
«Картон»
Челябинский театр современного танца
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Ольгу Пона можно назвать ветераном российского контемпорари — она его создавала, менялась вместе с ним, бросалась от простодушной душевности к жестким евроконструкциям и снова прощалась с мрачными прогнозами будущего, настаивая на том, что и порядочный человек может выжить в мрачной реальности и даже быть счастлив. Сейчас в ее работе новый этап — она настойчиво зовет к сочинительству актеров собственного театра, вглядывается в то, что они придумывают, именно к их работам старается привлечь внимание публики. «Картон» сделан вместе — над его хореографией потрудились и Пона, и ее артисты. И в этой притче о людях, что сидят в замкнутых комнатах, а жизнь ломится к ним в двери, видны и взрослая мудрость худрука, и запальчивость молодых авторов.
Новая сцена Александринского театра, 17 августа 20.30
«Камилла»
Анна Гарафеева и Ко (Москва)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
В фонограмме — стук молотка. Кто-то все время откалывает кусочки от мраморной глыбы, кто-то работает над скульптурой. Так жестко — молотком, молотком! — била судьба Камиллу Клодель, гениального скульптора, поэта в скульптуре. В свое время ее судьба вдохновила на постановку Бориса Эйфмана — но в центре его спектакля оказался все-таки титан Огюст Роден, заслонивший свою возлюбленную. Анна Гарафеева, специлизирующаяся на танце буто, представляет нам именно Камиллу — ее слабость, ее страдание, ее силу и ее талант.
Центр искусства и музыки библиотеки им. В.Маяковского, 17 августа 22.00
«Teacher's Gala»
Израиль, Нидерланды, Польша
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Open Look — это не только гастроли лучших российских и мировых трупп, но и уроки, которые дают педагоги, специализирующиеся на современном танце. И на каждом фестивале обязательно есть такой вечер — когда работавшие с молодыми артистами или вовсе с подростками учителя сами выходят на сцену и показывают все, на что способны. Сдавать экзаменам ученикам — это непросто.
Новая сцена Александринского театра, 18 августа 16.00
«Зеро»
Humanhood (Великобритания)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Еще одно исследование — англичанин Руди Коул и испанка Джулия Роберт поставили «Зеро» после бесед с физиками о галактиках и темной материи. Впрочем, зрителям не потребуется специальных знаний или оборудования, чтобы оценить этот спектакль — качество движения, мгновенность реакции, изобретательность композиции видны невооруженным глазом.
Новая сцена Александринского театра, 18 августа 17.00
«В режиме ожидания Годо»
Театр «Балет Москва»
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
Хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, важную часть своих жизней проведшие в Петербурге (они танцевали в труппе Бориса Эйфмана, а затем учились сочинять танцы в Академии русского балета), сейчас много работают в «Балете Москва», выпуская спектакли и для классической и современной трупп. «В режиме ожидания Годо» поставлен на «современников», и сделан на грани перформанса и цирка. В беккетовский сюжет добавлены совершенно новые персонажи, каждый из которых по-своему безумен — и в целом спектакль гораздо больше напоминает вариацию на темы Льюиса Кэролла. Абсурд — не повод для печали, следуем за белым кроликом.
Новая сцена Александринского театра, 18 августа 19.00
«Заполнение пробелов»
Инженерный театр АХЕ (Санкт-Петербург)
Фото: Предоставлено фестивалем Open Look
В жизни всегда чего-то не хватает — когда-то времени, когда-то денег, а когда-то — просто человека рядом, чтобы его обнять. Герои спектакля, который Инженерный театр АХЕ показывает вместе с польским театром KANA, стараются закрыть прорехи в своей жизни — а для этого, как выясняется, мужчине необходимо найти женщину, и наоборот.
Музей Стрит-арта, 18 августа 21.00
Анна Гордеева, специально для «Фонтанки.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны